Состав рабочего места студента в лаборатории «Персональной электроники».
1. Персональный компьютер.
2. Принтер.
3. Совместимая с ПК плата
измерений и управления: 8 каналов АЦП-12 разрядов;
2 канала ЦАП; 16 каналов управления-ТТЛ;
последовательный и параллельнай порты.
4. Матричный блок на 3 слота
для усилителей-формирователей.
5. Соединительный кабель.
6.
Программное обеспечение
пользователя, позволяющее студенту самому создать программу по сбору и
обработке сигналов с любых электронных устройств, создать систему
автоматического контроля и управления физическими процессами в жилище или
офисе.
Такая комплектация позволяет создать полный ряд
измерительных приборов, требующихся для проведения лабораторных работ.
Как то: а) многоканальный осциллограф с запоминанием
для сигналов частотой до 20кГц; б) широкодиапазонный быстродействующий
вольтметр; в) частотомер звукового диапазона; г) анализатор спектра и т.п.
На основе универсальной
программы можно сделать фронтальную лабораторную работу по изучению
возможностей плат аналогового и цифрового ввода – вывода по сбору и обработке
данных и дальнейшей выработки сигналов управления исполнительными устройствами.
Программное
обеспечение позволит студенту уйти от ручной работы при оформлении отчета по
лабораторной.
Это рабочее
место будет использоваться для проведения лабораторных работ
3-го, 4-го,
5-го курсов ,в зависимости от того, какая лабораторная установка к нему
подключена в данный момент.
Выполнение Л.Р. каждым студентом будет представлять
из себя оригинальный продукт, по которому преподаватель может более объективно
оценить усвоенный материал.
Лабораторный практикум.
Цель: ознакомление студентов с элементами
электронной системы «Интеллектуальный Дом и Офис»; проведение исследований
характерных проблем, связанных с условиями эксплуатации и физическими
процессами в самой элементной базе; обучение инженерным подходам в решении этих
проблем.
Практикум поможет студентам получить навыки в
создании систем сбора данных и управления процессами, научит оценивать качество
этих систем, обеспечивать их устойчивость.
В процессе выполнения лабораторных работ студенты
должны получить навыки расчетов основных элементов систем регулирования
физических величин.
Лаборатория первичных измерительных преобразователей и аналоговой
электроники.
Лабораторная
работа № 1.
Исследование
характеристик полупроводниковых датчиков давления.
6лаб.ч.
В ходе лабораторной работы исследуются температурные
погрешности тензомодульных датчиков давления. На
основании полученных данных рассчитываются параметры схемы термокомпенсации
датчика, которая представляет собой аналоговый вычислитель. По работе датчика с
этой схемой делается заключение о правильности проведения лабораторной.
Лабораторная
работа № 2.
Исследование характеристик виброакустических
датчиков.
6лаб.ч.
В процессе выполнения лабораторной работы необходимо
рассчитать линейные размеры вибробалки и нагрузки в
зависимости от требуемой полосы пропускания, рассчитать параметры
преобразователя и , сняв АЧХ датчика, сравнитъ рассчетные и полученные значения частоты среза и начальной
частоты.
Лабораторная
работа № 3.
Изучение шумов и помех дифференциальных усилителей.
Способы выделения слабого сигнала, активные фильтры.
6лаб.ч.
В ходе лабораторной работы студенты знакомятся с
видами шумов и помех, производят измерение различных шумов и рассчитывают:
1) КШ- коэффициент шума;
2) С/Ш – отношение сигнал – шум
для сигналов разной амплитуды и частоты;
3) КООС – коэффициент
ослабления синфазной составляющей;
4) Выбирают по справочнику
операционный усилитель и схему фильтра из предложенных, рассчитывают параметры
в зависимости от частоты выделяемого сигнала и заданного соотношения С/Ш;
5) Подают зашумленный сигнал на
вход своей схемы фильтрации и измеряют параметры на выходе.
По результату измерений дается заключение о
правильности выполнения задания.
Лабораторная
работа № 4.
Исследование точностных
характеристик расходомера газа с соплом Виташинского.
6лаб.ч.
В расходомере применены датчики давления ,
изучавшиеся в Лаб.№ 1.
В ходе данной работы вычисляется основная и
относительная погрешности измерений расхода воздуха, прогнанного через
расходомер посредством эталонного задатчика в
диапазоне от 0 до 10 л/сек. Строится зависимость погрешности от расхода,
вычисляется интегральная погрешность. Исследуется зависимость изменения
интегральной погрешности от температуры воздуха. Рассчитываются параметры схемы
термокомпенсации для датчиков давления. В коначном итоге проводятся измерения с подключением этой
схемы.
Лабораторная
работа № 5.
Изучение методов А/Ц и Ц/А преобразований.
Исследование основных типов погрешностей на примере КР572ПВ2А.
6лаб.ч.
По заданной частоте измеряемого (получаемого)
аналогового сигнала и точности студенты должны расчитать
параметры генератора тактовых импульсов
(скорость оцифровки) и построить АЦП
(ЦАП) нужной разрешающей способности. Далее, снимаются: погрешность сдвига,
линейная погрешность шкалы, дифференциальная погрешность. Исследуются
зависимость этих погрешностей от стабильности опорного напряжения.
Лаборатория импульсной техники и автоматики.
Лабораторная
работа № 1.
Импульсные преобразователи напряжения.
Преобразователь постоянное – постоянное напряжение (конвертор ДС/ДС).
30лаб.ч.
Студенты должны ознакомиться с назначением,
принципами ШИМ – преобразования ( ШИМ – стабилизация, ШИМ – регулировка). В
процессе работы предлагается рассчитать импульсный трансформатор на
определенную нагрузку ( напряжение и мощность) для однополупериодного
преобразователя, собрать схему. Измеряется добротность и производится расчет
устойчивости этого контура, коэффициент стабилизации, нелинейные искажения,
уровень пульсаций.
Может быть предложена схема двухтактного
преобразователя, мостовая схема и т.д.
Изучив конвертор, студенты смогут рассчитывать и
синтезировать инверторы, регуляторы напряжения, вольт-добавки
с гальванической добавкой и т.д.
Лабораторная
работа № 2.
Источники вторичного питания для нестационарных
возобновляемых источников энергии.
6лаб.ч.
В процессе проведения лабораторной работы студенты
должны ознакомиться с основными параметрами возобновляемого источника на
примере ветроустановки.
По данным о характеристиках конкретного ветроколеса
и конкретной картине временного распределения ветров должны рассчитать мощность
вторичного источника и емкость аккумуляторной батареи, исходя из условия
обеспечения бесперебойного электропитания на заданной нагрузке.
На лабораторной установке проводится проверка
расчетных данных. Если расчет верен – питание на нагрузке непрерывно; разность
между мощностью, потребляемой в нагрузке, + заряд АБ и мощностью, производимой
ветроколесом
-
минимальна.
Лабораторная
работа № 3.
Регулируемый привод. Привод постоянного типа
замкнутый по положению.
12лаб.ч.
Студенты должны быть ознакомлены с электрическими
машинами, датчиковой аппаратурой (квадратурный
датчик), ШИМ – преобразователями.
В данной работе предлагается привод на базе
микроконтроллера, содержащего преобразователь квадратурного кода, цифровой
фильтр, систему регулирования с перестраиваемыми параметрами, микропроцессор
связи с ПК.
В ходе работы студенты должны по предложенной
методике рассчитать потребный интегро-дифференциальный закон регулирования,
обеспечивающий требуемую точность и быстродействие привода.
Рассчитанный закон с ПК заносится в регистры
микроконтроллера привода. Затем по работе привода замеряются погрешность
позиционирования и оценивается качество системы. Далее производится
корректировка регулирования.